Top.Mail.Ru
Меню

Кафедра теории и истории музыки

Контакты:

Телефон: +7 (499) 249-43-87

e-mail: uch-rgsai@mail.ru

LukinaGU.png

Лукина Галима Ураловна

Заведующая кафедрой
Доктор искусствоведения, Кандидат философских наук, Профессор

Подробнее
Должность: Заведующая кафедрой теории и истории музыки, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и кафедрой теории и истории музыки РГСАИ.
Дисциплины: «Музыкальная психология», «Философия», специальные курсы для аспирантов.
Образование: Музыкальный факультет Красноярского государственного института искусств (КГИИ).
Специальность: Музыковедение.
Квалификация: Музыковед-исследователь. Преподаватель.
Ученая степень: Доктор искусствоведения, кандидат философских наук.
Ученое звание: Доцент.
Общий стаж работы: 29 лет.
Стаж работы по специальности: 27 лет.
Повышение квалификации:
ФГБОУ ВО РГСАИ «Академия искусств - 2016. Инклюзивное образование в сфере культуры и искусства» №772403147779 от 01.06.2016г.
Закончила музыкальный факультет Красноярского государственного института искусств (КГИИ) по специальности «Музыковедение» (1993).
С 1993 по 1996 гг. работала преподавателем Красноярского государственного института.
В 1997 году окончила аспирантуру КГИИ по специальности «Музыковедение» (класс профессора И. В. Ефимовой).
После окончания аспирантуры до 2006 года преподавала курсы по теории и истории музыки на факультете искусствоведения и культурологии в Красноярском государственном университете.
В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Модель мира в творчестве С. И. Танеева» (09.00.01 «Онтология и теория познания»).
В Красноярском государственном университете за период с 1997 по 2006 гг. занимала следующие должности: доцент, заместитель декана по учебной работе факультета искусствоведения и культурологии, и.о. декана факультета искусствоведения и культурологии, начальник Учебно-методического управления, старший научный сотрудник. С 2008 по 2009 гг. — директор Гуманитарного института Сибирского федерального университета.
С 2005 по 2008 год совершенствовалась в докторантуре в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальности «Музыковедение» (научный консультант — профессор В. В. Медушевский).

Статьи и публикации
Лукина Г.У. Творчество С.И. Танеева в свете русской духовной традиции: Монография. Москва: Композитор, 2015. – 364 с., илл.
Лукина Г.У., Лисовой В.И. Методика преподавания сольфеджио для слабовидящих и незрячих детей в детской музыкальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2017. – 88 с.
Лукина Г.У. Методические рекомендации к организации самостоятельной работы неслышащих студентов художественных вузов по дисциплине «Философия».
Российская государственная специализированная академия искусств; Государственный институт искусствознания. Москва, 2017. – 90 с.
Аминова Г.У. Отечественные истоки творчества С. И. Танеева. Монография. Красноярск: Красноярский гос. ун-т., 2006. – 221 с. Ссылка
Аминова Г.У. Идея соборности в хоровом и симфоническом творчестве С. И. Танеева. Монография. Красноярск: Красноярский гос. ун-т., 2004. – 140 с. Ссылка

Составление, редактирование, подготовка к изданию:
Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России: сборник по материалам Международной научно-практической конференции. 10–11 октября (Москва, ГИИ), 6–7 ноября (Великобритания, Uclan) 2019 года / Ред-сост. Е.А. Артамонова, Г.У. Лукина, О.М. Табачникова. – М.: Государственный институт искусствознания, 2020. – 448 c., ил., нот.
Proceedings of the 4th international conference on art studies: science, experience, education (ICASSEE 2020). 2020. Сер. Advances in Social Science, Education and Humanities Research Moscow, Russia 27-28 Aug. 2020. Volum 469. AtlantisPress, 2020. ISSN: 2352-5398 ISBN: 978-94-6239-051-5 Ссылка
Искусствознание: наука, опыт, просвещение: сборник статей по материалам Международной научной конференции. 5–6 октября 2018 года // Ред.-сост. Г.У. Лукина. – М.: Государственный институт искусствознания, 2019. – 384 с., ил.
Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей по материалам международной научной конференции. 9–11 ноября 2017 года // Ред.-сост. Г.У. Лукина. – М.: Государственный институт искусствознания, 2018. – 596 с.
Аспирантский сборник. Сборник статей по материалам Международного Форума молодых исследователей искусства «НАУЧНАЯ ВЕСНА-2018» (9-18 апреля 2018 года) Вып.10/ Ред.-сост. Г.У. Лукина. Государственный институт искусствознания. 2019. – 528 с. Ссылка
Цчиду Садакацу. Россия и Рахманинов глазами японского пианиста // Отв. редактор Г.У. Лукина. Монография. М.: Научный дом, 2016.
Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1915–2015: Сборник статей к 100-летию со дня смерти. Составитель: Г.У. Лукина (Аминова). Москва: Издательство «Научная библиотека», 2015. – 456 с.
Искусство, дизайн и современное образование. Материалы международной научно-практической конференции / Ред.: А.Н. Якупов, Е.Н. Благирева, Г.У. Лукина, А.А. Волкова. Москва: Издательство «Научная библиотека», 2015. – 579. Серия «Научные труды РГСАИ». Ссылка
Философия без окраин. Сборник научных трудов // Отв. редактор Г.У. Аминова. Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2008. – 152 с.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Лукина Г.У. По страницам английских и российских исследований о творчестве С.И. Танеева // Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России: сборник по материалам Международной научно-практической конференции. 10–11 октября (Москва, ГИИ), 6–7 ноября (Великобритания, Uclan) 2019 года. М.: Государственный институт искусствознания, 2020. С. 201–214.
Кривцун О.А., Беспалов О. В., Проклов И.Н., Беликова М.А., Флорковская А.К., Лукина Г.У., Савенко С.И., Дуцев М. В., Сальникова Е. В., Ступин С.С., Карпов А. В., Мутья Н. Н. Витальность искусства: подходы к исследованию // Художественная культура. 2021. № 1 (36). С. 304-353.
ЛукинаГ.У. Тайна замысла хорового цикла С.И. Танеева op. 35 на стихи К.Д. Бальмонта // Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей по материалам международной научной конференции. 9-11 ноября 2017 г. Ред.-сост. Г.У. Лукина. М.: Государственный институт искусствознания, 2018. – С. 347-364.
ЛукинаГ.У. Принципы и подходы обучения в художественных вузах студентов с ограниченными возможностями // «Искусство и социум». Сборник статей по материалам VI Международного научно-практического симпозиума. 1-3 октября 2018. Красноярск: Красноярский государственный институт искусств.
ЛукинаГ.У. Особенности интонационного развития в «Орестее» Танеева // Музыка в системе культуры: Науч. вестник Урал. консерватории. Вып. 11. Чайковскому посвящается: по материалам Междунар. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского: сб. науч. ст. Ч. 2. / [отв. ред., сост. Е.Е. Полоцкая]; Урал. гос. Консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург: УГК, 2016. С. 109-125.
ЛукинаГ.У. Симфоничность учения В.В. Медушевского о духовной природе музыки // Художественное образование и наука. 1015/2(3). С. 30-33.
ЛукинаГ.У. По прочтении Эсхила: трилогия «Орестея» С.И. Танеева // Художественное образование и наука. 1015/1(2). С. 125-138
ЛукинаГ.У. Танеев об искусстве: в диалоге с Л.Н. Толстым // Памяти С.И. Танеева: 1915-2015. Сборник к 100 летию со дня смерти / Сост. Г.У. Лукина. М., 2015. С. 160-175.
ЛукинаГ.У. О жанровой специфике трилогии «Орестея» С. И. Танеева // Вестник Челябинского государственного университета. Филология — Искусствоведение. 2014. Вып. 91. С. 166—172.
ЛукинаГ.У. Особенности принципа монотематизма в музыке С. И. Танеева //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10.
ЛукинаГ.У. Интонационная организация хорового цикла С.И. Танеева на сл. Я.П. Полонского // Вестник МГУКИ. — 2014. — №1 (57). — С. 232—238.
ЛукинаГ.У. Замысел С.И. Танеева православной кантаты и его реализация: «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» // Вестник МГУКИ. — 2014. — №1 (57). — С. 232—238.
ЛукинаГ.У. К вопросу о национальном в эстетике С.И. Танеева Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. №7. С. 20-23
ЛукинаГ.У. Хоровая музыка С.И. Танеева в содержании высшего профессионального музыкального образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. №8.
Аминова Г.У. Творчество Танеева в содержании высшего музыкального образования в контексте интонационно-онтологического подхода // Вестник кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование", 2 выпуск. Moscow, "MSPU" PublishingHouse, 2014.
Аминова Г.У. Идеи Танеева о будущем русской музыки в контексте отечественной философии XIX — начала XX вв. // Ценности и смыслы. 2011. № 6 (15). С. 64‑76
Аминова Г.У. Концепция Человека Соборного в симфонии до минор С.И. Танеева// Сб. материалов конференции «Проблема художественной интерпретации». Академия музыки им. Гнесиных. М., 2010. С.208-223.
Аминова Г.У. «Орестея» С.И. Танеева: трагедия-мистерия и Православие // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 2 (7). С. 171‑175.
Аминова Г.У. Мировоззренческие основы творчества С.И. Танеева в свете русской религиозно-философской традиции // Вестник Челябинского государственного университета. Филология — Искусствоведение. 2008. Вып. 25. № 26 (127). — С.173—180
Аминова Г.У. Воплощение христианских идей в хоровом цикле ор.27 С.И. Танеева (статья). Христианские образы в искусстве. Вып. 2. Сб.трудов 171. Академия музыки им. Гнесиных. М., 2008. С.124-136.

Достижения:
Г.У. Лукина является продолжателем идей В.В. Медушевского, его методологии анализа музыки, синтезирующей интонационный метод анализа и метод философской идейно-смысловой интерпретации.
В сферу особого интереса Г.У. Лукиной входит изучение творчества выдающегося русского композитора С. И. Танеева. В научных трудах Г.У. Лукиной дано целостное научно обоснованное представление о специфике национального мышления; предложена расширенная интерпретация его музыки, позволяющая осмыслить ее интонационный строй в диалектическом единстве западноевропейских и русских форм музыкальной культуры. Наиболее заметным трудом стала ее монография «Творчество С.И. Танеева в свете русской духовной традиции» (Москва: Композитор, 2015).
Автор более 70 публикаций по самой обширной тематике: творчество С.И. Танеева, онтология музыки, художественное образование, инклюзивные методики преподавания.
Г.У. Лукина выступала с отдельными (открытыми) лекциями в Университете Шокей Гакуин (Сендай, Япония), Университете Ланкашира (Престон, Британия).
Аминова Г.У. Национальное в хоровом и инструментальном творчестве С.И. Танеева // Вестник МГУКИ. 2008. №5. С. 243—246
Аминова Г.У. Интонационный мир кантат С.И. Танеева // Новое о Танееве. Сб. статей. ГЦММК им. М.И. Глинки. М., 2007 – с.256-265.
Аминова Г.У. Представления С.И. Танеева об искусстве (по материалам эпистолярного творчества) // Вестник КрасГУ. 2006. №10. С.100—113
Аминова Г.У. Русская версия камерно-инструментального жанра в творчестве С.И. Танеева (на материале анализа квинтета ор. 30) // Вестник КрасГУ. — 2006. — №3. — С. 138—144.
Аминова Г.У. Заразительная энергия музыки // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика: Сб. науч.ст. / Ред. В.И. Жуковский. Краснояр. гос.ун-т. Красноярск, 2004. — С. 7—10.
Lukina G. U. Philosophy of Intonation in Sergey Taneyev’s Cantatas // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Volume 23/ International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2015). Atlantis Press – Paris. ISSN 2352-5398. Р. 42-49.
Lukina G. U. Intonation in the Course of Solfeggio for Visually Impaired and Blind Children // Proceedings of the 2nd International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2018). Art studies: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Paris: Atlantis Press.2018. С. 643-648.
Lukina G. U. The system of formation of compensatory factors in blind musicians in the solfeggio lessons // Proceedings of the 2017 International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2017).Art studies: Science, Experience, Education International scientific conference. November 9-11 2017. Сериякниг: Advances in Social Science Education and Humanities Research. Том: 171. Paris: Atlantis Press.2017. С. 350-354.
Csikota Josef, Lukina Galima. The Peculiarities of Frigyes Hidas's Style of Wind Music // Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 469 Moscow, Russia 27-28 Aug. 2020. ISSN: 2352-5398 ISBN: 978-94-6239-051-5 Atlantis Press. P. 104-109. Ссылка
ЛукинаГ.У. Замысел С.И. Танеева православной кантаты и его реализация: «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» // Вестник МГУКИ. — 2014. — №1 (57). — С. 232—238.
ЛукинаГ.У. К вопросу о национальном в эстетике С.И. Танеева Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. №7. С. 20-23
ЛукинаГ.У. Хоровая музыка С.И. Танеева в содержании высшего профессионального музыкального образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. №8.
Аминова Г.У. Творчество Танеева в содержании высшего музыкального образования в контексте интонационно-онтологического подхода // Вестник кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование", 2 выпуск. Moscow, "MSPU" PublishingHouse, 2014.
Аминова Г.У. Идеи Танеева о будущем русской музыки в контексте отечественной философии XIX — начала XX вв. // Ценности и смыслы. 2011. № 6 (15). С. 64‑76
Аминова Г.У. Концепция Человека Соборного в симфонии до минор С.И. Танеева// Сб. материалов конференции «Проблема художественной интерпретации». Академия музыки им. Гнесиных. М., 2010. С.208-223.
Аминова Г.У. «Орестея» С.И. Танеева: трагедия-мистерия и Православие // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 2 (7). С. 171‑175.
Аминова Г.У. Мировоззренческие основы творчества С.И. Танеева в свете русской религиозно-философской традиции // Вестник Челябинского государственного университета. Филология — Искусствоведение. 2008. Вып. 25. № 26 (127). — С.173—180
Аминова Г.У. Воплощение христианских идей в хоровом цикле ор.27 С.И. Танеева (статья). Христианские образы в искусстве. Вып. 2. Сб.трудов 171. Академия музыки им. Гнесиных. М., 2008. С.124-136.

Кафедра была создана в 1992 году. С этого времени ею руководила Филатова Марина Сергеевна, доктор искусствоведения, профессор РГСАИ и МГК им. Чайковского, заслуженный деятель искусств, член Союза композиторов Российской Федерации. С 2018 года по настоящее время кафедру возглавляет доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор Лукина Галима Ураловна.

Занятия на кафедре ведутся по программам специалитета, ассистентуры-стажировки, аспирантуры:

          • 52.05.01 Актерское искусство
          • 53.05.01 Искусство концертного исполнительства
          • 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура
          • 53.05.04 Музыкально-театральное искусство
          • 50.06.01 Искусствоведение

Учебно-педагогическая работа кафедры состоит из чтения лекций, проведения семинарских, индивидуальных и практических занятий, руководства аспирантами, проведения экзаменов, зачётов и контрольных уроков.

К обязательным учебным дисциплинам относятся следующие дисциплины: «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «Музыкальная форма», «Полифония», «Сольфеджио», «Инструментовка», «Инструментоведение», «Чтение симфонических партитур», «История зарубежной музыки», «История отечественной музыки», «История оркестровых стилей», «Массовая музыкальная культура», «Музыкальные культуры мира», «Народное вокальное и инструментальное творчество», «Техники современной композиции», «Основы научно-исследовательской работы», «Нотный Брайль», «Компьютерная аранжировка».

Помимо педагогической деятельности члены кафедры занимаются научными исследованиями, издают монографии и статьи, пишут учебные программы и пособия, выступают на международных научных конференциях, проводят семинары и мастер-классы. В сферу научных интересов сотрудников кафедры входят проблемы теоретического и исторического музыкознания, музыкальной педагогики и специальных методик преподавания, исследования о взаимосвязях исполнительской практики и музыкальной науки, композиторского творчества и исполнительских интерпретаций, музыкальные принципы творчества в композиции неевропейских и архаических культур.

Педагогами кафедры созданы уникальные специализированные методики преподавания по музыкально-теоретическим дисциплинам. Эти методики дают возможность студентам и аспирантам РГСАИ получить полноценное образование и достигнуть высоких профессиональных результатов.

На кафедре теории и истории музыки разрабатываются несколько научных направлений: теоретическое и историческое музыкознание; проблемы музыкальной педагогики и специальных методик преподавания; исследования о взаимосвязях исполнительской практики и музыкальной науки, композиторского творчества и исполнительских интерпретаций; современные компьютерные технологии в музыкальном творчестве и науке; изучение техник современной музыки; музыкальные принципы творчества в композиции неевропейских и архаических культур.

Педагогами кафедры созданы уникальные методики преподавания. Эти методики дают возможность студентам и аспирантам РГСАИ получить полноценное образование и достигнуть высоких профессиональных результатов в исполнительской, звукорежиссерской и научной деятельности.

Члены кафедры теории и истории музыки создали ряд научных трудов: монографии, учебные пособия, брошюры, многие десятки научных статей, опубликованных в России и за рубежом. Педагоги постоянно выступают на международных и российских конференциях, круглых столах, на встречах и мастер-классах. Защищены кандидатские и подготавливаются докторские диссертации. В настоящее время в состав кафедры входят 9 человек, из них 5 работают в должности профессора, 3 доцента. Почти все члены кафедры имеют ученые степени и звания.